Ульяновский монастырь у зырян:

Троицко-Стефановская новообщежительная обитель.

Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1995.— 144 с.: ил.

ISBN 5-7555-0524-1

Книга представляет собой переиздание московского издания 1886 года. Ее автор, Ф. А. Арсеньев, — историк, литератор, редактор неофициальной части «Вологодских губернских ведомостей», — посвятил свой труд истории зырянского (коми) народа и Ульяновской обители — Ульяновского монастыря, воздвигнутого соловецкими монахами в прошлом веке на территории нынешнего Усть-Куломского района Республики Коми

Предисловие

Автор этой книги, Флегонт Арсеньевич Арсеньев, (2.04.1832 - 18.11.1889) происходил из крестьян Ярославской губернии. После окончания уездного училища он поступил в престижное учебное заведение -- Ярославский Демидовский лицей, который готовил чиновников-юристов. Не закончив его, он уехал учительствовать в г. Усть-Сысольск Вологодской губернии. В 1857 г. он переехал в Вологду, где жил до 1882 г. Арсеньев служил секретарем Вологодского губернского статистического управления. Под его редакцией выходили различные «Памятные книжки», «Вологодские сборники», которые высоко ценили и современники, и многие поколения историков.

Литературную деятельность Арсеньев начал в 1856 г., а в 1863 г. стал редактором неофициальной части «Вологодских губернских ведомостей». Когда его сменил какой-то чиновник, известный писатель А. В. Круглов ратовал за возвращение Арсеньева. Круглов считал, что Арсеньев зарекомендовал себя как автор «многих превосходных этнографических монографий, охотничьих рассказов, исследований о Вологодском крае», что ему принадлежит лучший очерк о Вологодской губернии [1].

В 1882 г. Арсеньев опять отправился служить в Усть-Сысольск, на этот раз чиновником по крестьянским делам. В 1885 г. он стал почетным мировым судьей по Усть-Сысольскому и Яренскому уездам. Он много ездил по Коми краю, был активным деятелем усть-сысольского уездного земства, за что получал благодарности земского собрания.

В библиографических справочниках и указателях упоминается свыше 50 работ Ф. А. Арсеньева. Некоторые из них подписаны неполной фамилией (А., А-в Ф., Ар., Ар-в Ф.).

Литературное имя Арсеньеву сделали охотничьи рассказы, которые он печатал в «Вологодских губернских ведомостях», «Журнале охоты», журналах Московского общества охоты, «Охота и коннозаводство», «Время», «Ремесленная газета». Часть очерков он объединил в книгах «Охотничьи рассказы» (СПб. 1864. 211 с.), «Зыряне и их охотничьи промыслы» (М. 1873. Изд. Н. А. Дмитриева и М. Н. Владыкина. 65 с. 1800 экз.), «Охотничьи рассказы» (М. Изд. Н. Макшеева. 1885. 2-е изд. 385 с.) Отзывы об этих книгах поместил популярный журнал «Книжный вестник» (1864. № 10) и другие журналы. Высоко оценил эти произведения писатель С. Т. Аксаков. Выборки ий охотничьих рассказов Арсеньева в Вологде публиковали и после революции, а их художественные достоинства привлекают филологов и до сих пор.

К сожалению, охотничьи рассказы Арсеньева порой затмевают иные его работы и заслуги. А их немало.

Как руководитель Вологодского статистического комитета Арсеньев разрабатывал проблемы экономического развития Севера, в том числе Коми края. У него вышли интересные и содержательные труды о хлебопашестве, лесном деле, торговле, путях сообщения, промышленности и промыслах, о животноводстве. Позже он объединил некоторые статьи в нескольких книгах: «Хозяйственно-статистический очерк Вологодской губернии, составленный по сведениям за 1869 год (Вологда. 1873. 66 с.); «Материалы по исследованию кустарных промыслов Вологодской губернии» (1883) [2].

Арсеньев сотрудничал во многих изданиях: «Вологодские и Костромские губернские ведомости», «Производство и промышленность», «Вестник Московской Политехнической выставки», «Указатель политико-экономический», «Северные леса», «Промышленность», «Северный вестник», «Скотоводство». Данным Арсеньева доверяли специалисты разных отраслей хозяйства, даже такая уважаемая буржуазная газета, как «Биржевые ведомости». Интересна статья Арсеньева «Торговые сношения в зырянском крае» в демократическом журнале «Знание». В ее основу положен этнографический очерк «О промышленных делах и торговых сношениях в зырянском крае». Бедность зырян, по его мнению, «создавалась чисто экономическими причинами: отношением производителя к потребителю, производства к сбыту». Статья Арсеньева правильно толковала условия жизни коми, верно оценивала их деятельность в общем народнохозяйственном развитии страны. Это были хорошие честные выводы.

Третья группа работ Арсеньева посвящена проблемам этнографии русских и коми. Достоверным и точным наблюдениям Арсеньева доверяли крупные ученые его времени. В Обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете неоднократно цитировали его письма, анализировали и сопоставляли его данные с другими. В протоколах заседаний Общества имя Арсеньева особенно часто встречалось в 1877—1887 гг., а также в связи с дискуссией по книге К. Попова «Зыряне и зырянский край».

Интересны и своеобразны труды Арсеньева по культуре. К ним относится речь, сказанная при открытии женского училища в Усть-Сысольске в 1858 г. Его приглашали участвовать в московской художественно-промышленной выставке. Он написал разделы по Вологодской губернии, охарактеризовал другие промышленные выставки. Газеты отмечали «наблюдательность автора, живое и верное понимание им природы явлений». Кстати сказать, Арсеньев открыл первую публичную библиотеку в Вологде.

К собственно историческим трудам Флегонта Арсеньева относятся: «Петр Великий в Вологде и на Севере России» (Вологда, 1880), публикация в журнале «Русская старина» челобитной купецкого человека Елисея Суханова о нападении на его дом в Усть-Сысольске в 1739 г. а также предлагаемая читателю книга «Ульяновский монастырь у зырян».

Арсеньева можно отнести к демократическому крылу русской историографии. Он — явно сторонник сильной власти; просветительские тенденции у него сочетались с монархическими симпатиями, но он уважительно относился к истории народа, хотя делил народы на передовые, цивилизованные и дикие, неразвитые. Бросается в глаза нечеткость этнических дефиниций в его трудах: для автора равнозначны понятия «народ», «племя», «народность».

В построении исторических трудов Арсеньев шел по пути «Повести временных лет»: «К какому племени принадлежат зыряне, где обитали прежде, как велико было занимаемое ими пространство, когда они вступили на сцену истории... каково их общественное устройство».

В одной из ранних его работ читаем: «О нашем захолустье писали и прежде, но бегло и слегка, на живую руку и по слухам, не всегда верным, всегда неполным и односторонним. Недомолвки и сдержанность были преобладающими сторонами таких сочинений. В настоящее время пришла пора знать отечество во всех его концах, со всею разнообразною его деятельностью, со всем разнохарактерным проявлением его жизни» [3].

Ф. А. Арсеньев честно и добросовестно относился к работе историка, видел свои задачи в выявлении и обработке неизвестных источников; его можно отнести к труженикам гуманитарного знания, работы которого ценятся все более.

Книга «Ульяновский монастырь у зырян» делится на три части. Первая — история зырянского народа и Ульяновской обители — написана Ф. А. Арсеньевым. Вторая называется «Повествование монаха Арсения об устроении Ульяновской обители». Третья — приложения, содержащие документы по истории монастыря. Этот раздел также подготовлен историком Арсеньевым. Формально его перу принадлежат только 25 первых страниц, но он был инициатором издания. Монах Арсений подчеркивает, что историк «побудил» его на составление повествования.

Вся книга проникнута идеей мира, а не вражды; она миротворческая по своей сути, и это хотелось бы подчеркнуть особо.

О монахе Арсении мы знаем только то, что он посчитал нужным сообщить читателю о себе: выходец из Соловецкого монастыря, уставщик Ульяновского монастыря, с конца 1860-х гг. страдал «слабостью ног». Арсению явно присущ литературный дар. Особенно прекрасны первые страницы его повествования, рассказывающие об отъезде из Соловков. Позже, когда по болезни он не мог сам быть очевидцем многих событий в монастыре, его повествование становится суше и короче. И тем не менее именно благодаря монаху Арсению и ученому Ф. А. Арсеньеву мы имеем великолепное и подробное исследование истории монастыря до 1889 г.

Среди предшественников Ф. А. Арсеньева, изучавших историю Ульяновской пустыни, следует назвать усть-сысольского краеведа С. Е. Мельникова. Член-сотрудник Российского Географического Общества и Русского Археологического Общества, еще в 1853 г. он написал, а в 1861 г. опубликовал большую работу «Описание Спасской Ульяновской пустыни на реке Вычегде Вологодской губернии Усть-Сысольского уезда» [4]. Заслуга С. Е. Мельникова заключалась в том, что он обнаружил в семье священника Тюрнина Ульяновской пустыни документы XVII в. по истории монастыря. На их основе, а также собранных за 2—3 года других документов, он составил подробное описание пустыни, ее церквей, утвари, книг. Мельников считал, что окрестные крестьяне неласково встретили священников, и неприязненные отношения между ними из-за земельной собственности продолжались довольно долго. Как эти источники, так и более поздние в виде приложения и опубликованы в книге.

Книга «Ульяновский монастырь у зырян» была напечатана тиражом 2400 экз. Она получила большое распространение, особенно в ближайшей округе. До сих пор в Усть-Куломском районе встречаются ее рукописные копии. Мне привелось видеть две из них. Одна представляет собой рукописный сборничек в восьмую долю листа, состоит из 14 стр. и 5 иллюстраций (иконы монастыря и общий вид монастыря, выполненные пером). На титульном листе указано: «Выписки из описания, составленного Ф. А. Арсеньевым. Писал Ив. Разсыхаев, 1894 г. с рисунками и видом. С. Устькулом». Другая копия сделана учителем истории усть-куломской школы Б. М. Юдиным в конце 1980-х гг. Этот шикарный альбом в синем бархатном переплете содержит машинописную копию книги. Богатые иллюстрации выполнены Б. М. Юдиным в цвете. Отличительной чертой этой копии является таблица разночтений, допущенных Ф. А. Арсеньевым и последующими исследователями по истории монастыря.

В Центральном Государственном архиве Республики Коми имеется фонд Троицко-Стефановского Ульяновского мужского монастыря (ф. 232, ед. хр. 367, 1853—1919 гг.). Фонд содержит следующие документы: указы Вологодской духовной консистории, указы о передаче монастырю земельных угодий, указы великоустюжского духовного правления, о принятии послушников в монастырь, о принятии богомольцев, о стоящих у исповеди. Сведения о числе монахов, священнослужителей, о перемещении монахов из одного монастыря в другой, о вызове соловецкой братии. Послужные списки настоятелей и монахов; книги записи прихода и расхода монастырских сумм, книги неокладных церковных и монастырских книг. Переписка о взыскании с крестьян церковной подати, о пожертвованиях, о подрядах на строительство монастырских зданий. Ведомости о посевах и урожае хлеба на угодьях монастыря, описи монастырского имущества. Переписка о содержании семинарии и духовного училища, переписка о деятельности миссионеров среди раскольников. Краткие отчеты и сведения о состоянии монастыря, исторический очерк (1875 г.), описание монастыря Ф. А. Арсеньева (1889 г.), письма благотворителей и разных лиц. Метрические книги об умерших в монастыре. Переписка с полицейским управлением, судебными учреждениями и волостными правлениями о заключении в монастырь крестьян, находящихся под следствием (1909—1910). Ноты церковных песен.

Материалы фонда являются существенным дополнением и продолжением исследования Ф. А. Арсеньева.

Нужно подчеркнуть некоторые особенности возникновения и деятельности монастыря в XIX в. Выше уже говорилось, что Ульяновский монастырь основан соловецкими монахами. Прежде всего надо назвать настоятеля о. Матфея, умершего 16.04.1894 г., казначея о. Паисия, выходца из цеховых мещан Москвы (в миру П. П. Мешков), в Соловках жил с 1848 г. (ум. 19.03.1892 г.), эконома иеромонаха Феофилакта (купеческий сын г. Ельца Орловской губ., в миру — Ф. Ф. Саковых, в Соловках — с 1853 г., ум. 16.03.1892 г.), духовника Амвросия — из удельных крестьян Вельского уезда (в миру А. В. Саврасов), на Соловках — с 1848 г. Наконец, надо назвать еще одно имя, но его характеристику поручим монаху Арсению: «Собственно техническою частью построек заведывал у нас свой доморощенный архитектор самоучка отец Феодосии... По происхождению он был кровный зырянин, мало проучившийся, простой монах, но Господь умудрил его большими способностями по строительному делу».

Среди семи монастырей, существование которых связано с Соловецким, Стефано-Ульяновский считался самым крупным и во всех перечислениях указывался первым [5]. Это объясняется тем, что Ульяновский монастырь действовал с «настоятельством строительским», т. е. строительное дело было для него главным. При основании монастырь получил некоторые льготы: в течение 10 лет был разрешен сбор средств по всей России на строительство монастыря; настоятель имел право производить все хозяйственные расходы без согласования с епархиальным начальством, что было затруднительно при больших расстояниях; в монастырь до начала XX в. не посылались люди, штрафуемые на исправление; численность братии не ограничивалась, а зависела от средств монастыря; некоторый доход давала продажа карманных и настенных бумажных иконок, заказанных на средства монастыря в Москве.

Рачительная хозяйственная деятельность монастыря не раз отмечалась благодарностями вологодского епархиального начальства. Капитал монастыря в банках и на месте к 1918 г. составил 307 815 руб. золотом [61.

Несколько слов о судьбе монастырского комплекса после 1917 г.

В декабре 1918 г. на территории монастыря был образован совхоз. Часть монахов стала рабочими, а престарелые помещены в богадельню. Монашествующих осталось шесть человек во главе с игуменом. В период гражданской войны монахи передали частям белых 700 пуд. хлеба, 13 коров, 7 лошадей, а позже вывезли на Печору до 3 тыс. пуд. хлеба и ценности.

В 1919 г. в зданиях монастыря открыли двухлетнюю сельскохозяйственную школу. В период гражданской войны занятия в ней были прерваны.

9 мая 1923 г. в Коми Автономной Области было принято решение о закрытии монастырских церквей. Для ликвидации монастыря была создана комиссия. Церкви были опечатаны, на куполе колокольни водружено красное знамя. Имущество монастыря (2 535 пуд.) было вывезено в Усть-Сысольск. Большинство книг, архив и часть предметов культа были переданы в краеведческий музей, колокола – Обществу друзей Воздушного флота, угодья и постройки - обземуправлению, иконы — священникам.

Осенью 1924 г. в Ульянове открыли сельскохозяйственный техникум с четырехлетним сроком обучения. Хозяйство бывшего монастыря было передано ему, а монастырь окончательно расформировали. В 1930 г. сельскохозяйственный техникум переведен в Усть-Сысольск. К этому времени в нем насчитывалось до 200 учащихся.

В мае 1924 г. член Общества Изучения Коми края А. С. Сидоров был командирован в с. Ульянове для изъятия музейных предметов. Он «пришел к следующим выводам печального свойства»: ценности бывшего монастыря были опечатаны в соборе, но из-за отсутствия вентиляции и отопления в кладовых было сыро и развивалась плесень. Усть-куломские уездные власти считали себя полновластными хозяевами предметов, которые, по их мнению, не представляли ценностей. Поэтому с большого количества книг были сорваны переплеты. Наиболее ценные книги частью попали в частные руки, частью бесследно потерялись, в том числе интересный дневник историка монастыря монаха Арсения. Из кладовых бывшего монастыря А. С. Сидоров извлек книги, рукописи, иконы, церковную атрибутику весом до 70 пудов и вывез это в Усть-Сысольск [7].

Осенью того же года служащий Руссголандо-леса Н. Улитин получил от Общества изучения Коми края поручение рассмотреть оставшиеся в Ульянове ценности. Его рассказ потрясает картиной страшного разгрома: «Библиотека, которая когда-то была очень богатой, поражает своей хаотичностью. Большая часть книг, по виду более хороших и новых, стоят на полках, но масса рукописей, разных документов, отчетов, старинных книг, гравюр, картин и т. д. лежит в куче на полу. Разорванные и разрозненные листы и обложки книг раскиданы повсюду на полу. Одно такое состояние библиотеки достаточно указывает, что к ценностям здесь не было уделено должного внимания; мало того, они уничтожались без всякой пощады, как говорят, «не брали из библиотеки только те, кого не было там и кому было лень брать»... Несмотря на это, насколько я могу судить, тут еще масса ценных для музея книг и различных рукописей» [8].

Тот факт, что по рукам разошлось немало интересных документов, повлиял, по-видимому, на взрыв интереса к истории среди местного населения. В 1927 г. в с. Ульянове действовало одно из наиболее сильных местных отделений общества изучения Коми края. Под руководством М. И. Попова объединялось до 30 краеведов.

В запустение приходило не только внутреннее убранство церквей. В тридцатые годы Троицкий собор и часть стен были разобраны, а в начале шестидесятых годов разобрали сохранившийся еще первый этаж собора.

В годы войны в зданиях монастыря находился госпиталь, а позже — дом для душевнобольных.

В 1969 г. комплекс церковных зданий и сооружений бывшего Ульяновского монастыря был взят под охрану государством. Постановлением Совета Министров Коми АССР от 19 апреля 1988 г. сооружения переданы строившемуся заводу «Орбита» для создания пансионата [9]. Этим планам не суждено было сбыться. Ныне в с. Ульянове находится подсобное хозяйство усть-куломского леспромхоза.

В 1988—89 гг. в местной прессе развернулась дискуссия о необходимости и возможностях реставрации комплекса, велись переговоры с Русской православной церковью. Коми отделение Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры открыло специальный счет на реставрацию монастыря.

Доктор историч. наук Л. П. Рощевская.

Литература

1.   Круглов А. В. Вологда и Вологодский край / Пчела, 1877, № 10, 11.

2.   Вологодский сборник: Вологда, 1887. Т. V. С. 235—301.

3.   Арсеньев Ф. Об охоте и хлебопашестве зырян: Указатель/ Политико-экономический, статистический и пром. журнал, 1859, 6 июня.

4.   Известия Археологического Общества, 1861, Т. III. Вып. 2. С. 144—161. То же: Вологодские епархиальные ведомости, 1867, № 1—3.

5.   История первоклассного ставропигиального Соловецкого монас тыря. СПб, 1899. С. 211.

6 Тентюкова Ф. А. Из прошлого Коми края: Сыктывкар, 1976. С. 85.

7.  Коми му, 1924. № 4—6. С. 128.

8.  Коми му, 1924. № 7, 8. С. 107—108.

9.  Таскаев М. В. Ульяновский монастырь как памятник церковного зодчества 2-й половины XIX века: История и современное состояние / Первая коми респ. науч.-практич. конф. по историч. краеведению // Тезисы: Сыктывкар, 1988. С. 114 —116.